Важность аналитики и сбора данных при разработке сайта

08.04.2020
Андрей Фролов

В данной статье мы хотим подробнее рассказать в чем заключается этап аналитики и проектирования сайта. Почему нельзя обесценивать этот этап даже при ограниченном бюджете.

В смете работ на разработку сайта выделяют этапы:

  • аналитика, сбор данных;

  • проектирование;

  • дизайн;

  • верстка дизайна;

  • программирование функционала.

Мы считаем, что основополагающим этапом является Аналитика и сбор данных т.к. от него зависит цель, стоимость, сроки разработки проекта.

Процесс разработки сайта начинается с аналитики и проектирования. На этом этапе участвуют сразу несколько специалистов агентства: аналитик/маркетолог, менеджер проекта, дизайнер/проектировщик, backend-разработчик.

Аналитик/маркетолог выполняет основной объём работы:

  • определяет цель проекта; 

  • текущее положение;

  • какими способами мы будем достигать цели; 

  • возможные проблемы при реализации проекта;

  • какой потребуется контент для сайта.

Изучение отрасли и конкурентов

Изучая конкурентов мы сравниваем их по частоте применения одинаковых параметров и использованию индивидуальных решений. Это нужно для того, чтобы собрать общую картину: качество контента, уровень цен, предлагаемые УТП.

Собрав все данные мы должны сделать решение если не лучше, то на уровне существующих вариантов. При наличии доступов к метрике сайта, мы собираем и анализируем количественные и качественные данные.

Сбор информации по отрасли
Сбор информации по отрасли

Кейс сбора информации на проекте Сайт транспортной компании "Удачный выбор"

Интервью с заказчиком/владельцем

Процесс, который многие почему-то пропускают или не правильно проводят. Это не то интервью, где выясняется какой тип сайта нужен и какие примеры дизайна вам нравятся, а какие не нравятся и почему. Проанализировав собранные данные разговор с заказчиком пойдет совсем под другим углом. Владелец сможет увидеть своих конкурентов с другой стороны и более четко понять свои возможности при запуске проекта.

Интервью с техническими специалистами на стороне клиента

На проектах, где требуется интеграция сайта с внутренними системами клиента, обязательно нужно провести разговор с техническим специалистом клиента. Это позволит в самом начале работы определить методы интеграции, увидеть ограничения и найти пути обхода, узнать формат обмена данными и другие важные настройки.

Важно быть на связи со специалистом клиента на всём протяжении проекта.

Анализ обратной связи от клиентов

Такой анализ возможен если заказчик собирал данные от клиентов, проводил опросы.

Например, с помощью сервиса uxfeedback.ru

Это та самая информация из первоисточника. Изучив жалобы, предложения от клиентов, можно максимально улучшить интерфейс и опять же поднять вероятность конверсии для новых клиентов.

Интервью с сотрудниками отдела продаж

Если основная цель проекта - это новые продажи и клиенты, то важно получить информацию о процессе продажи и клиентах от самих менеджеров по продажам. Ведь именно они общаются с клиентом напрямую и знают его потребности и желания. А проанализировав эту информацию можно успешно перенести её на продающие страницы сайта, тем самым поднять вероятность конверсии.

Пользовательские сценарии

Аналитик вместе с руководителем проекта на стороне заказчика прописывают сценарии поведения пользователя на странице, шаги, которые должен совершить пользователь для достижения конечной цели страницы. На основе этих сценариев разрабатываются прототипы страниц.

Результат работы:

Результатом работы по этапу аналитики являются отчеты в документах:

  • требования к проекту;

  • требования от владельца;

  • требования от технического специалиста;

  • требования отдела продаж;

Итогом этапа аналитики должно быть полное понимание того как реализовать проект, чтобы были решены бизнес-задачи. Обозначена итоговая стоимость проекта, какой контент потребуется для работы.

Без полноценного этапа Аналитики вас ждет большое количество правок в процессе работы, лишние непроверенные идеи и соответственно увеличение бюджета проекта и увеличение сроков на месяцы работы. Будет невозможно оценить эффективность работы нового сайта т.к. показателем завершенности работы будет запуск сайта на домене с тестовым контентом. 

Этап Проектирование/Разработка прототипов

Информационное проектирование

После сбора и анализа полученной информации на этапе аналитики проводится информационное проектирование, которое заключается в следующем:

  • структурирование контента для сайта. Нужно определить какой контент будет необходим для каждой страницы;

  • анализ существующего контента, насколько он полезен и актуален для размещения на сайте;

  • составление списка для подготовки нового контента;

  • анализ поисковых запросов для дальнейшей seo-оптимизации сайта;

  • разработка карты сайта.

Карта сайта
Карта сайта

Разработка прототипов, схемы страниц

Прототипирование - важнейший процесс, которые помогает визуализировать заложенный функционал на сайте, визуально показать наличие необходимых блоков на сайте.

Прототип - это схема страницы без дизайна.

Прототип дает возможность:

  • визуализировать страницы до дизайна и определить важный блоки на странице;

  • показать общую идею будущего сайта;

  • пройти сценарий поведения пользователя;

  • продумать навигацию на сайте.

Разработка прототипа помогает избежать серьезных несоответствий в дизайне т.к. прототип позволяет быстро и малыми усилиями внести изменения.

Прототип страницы сайта
Прототип страницы сайта

Перед показом клиенту прототип обсуждается внутри команды, где ответственные специалисты обсуждают предложенные решения и обосновывают их.

Завершающим процессом является разработка технического задания на основе данных аналитики и проектирования. В техническом задании прописывается функциональная часть проекта и технические требования к реализации.

Другие публикации